8 лет ОСАГО.
Первого июля 2003 года вступил в силу закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)", в этом году закону исполняется 8 лет. За эти восемь лет закон претерпел огромное количество правок, доработок и изменений, в первую очередь это происходило из-за того, что ОСАГО - это самый массовый и можно сказать народный вид страхования.
Сейчас наверно и не каждый уже вспомнит о том, что первоначально страховщику на урегулирование убытков давалось 15 дней, о льготном страховом месяце, в течении которого страхователь по окончании срока действия договор мог пролонгировать договор ОСАГО, но только в своей страховой компании, о пресловутом праве страховщика отказывать в выплате страхового возмещения если ДТП произошло на закрытой территории (при этом не было ни в одном законодательном акте расшифровке определения закрытая территория) и прочих основаниях, которых уже нет. В принципе эволюцию развития Закона об ОСАГО можно разбить на несколько этапов:
Этап I. Принятие закона раскрытие определения понятий, структуры и разработка первичных Правил профессиональных деятельности и внесение изменений в другие законодательные акты в целях реализации закона в полном объеме. Это был достаточно длительный период, ну а по другому и быть не могло.
Этап II. Запуск в РФ международной системы страхования ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта". Наше ОСАГО вышло на международный уровень.
Этап III. Введение прямого возмещения убытков и Европротокола. С этого момента страхователь вправе обратиться за возмещением убытка не только в страховую компанию виновника ДТП, но и в свою страховую компанию. Тем самым законодатель заинтересовывал страхователей более внимательно выбирать своего страховщика, и соответственно страховщика дорожить своим клиентом. В момент введения прямого возмещения убытков (1 марта 2009 года) никто даже из крупных страховщиков не верил, что прямое урегулирование заработает. Страховое сообщество заявляло о полной неготовности и их самих и общества к прямому урегулированию! Вспоминаются открытые обращения под Новый 2009 год к Президенту и Правительству о неготовности к запуску ПВУ, о многочисленных спорах вокруг ПВУ, но власть осталась непреклонна и ПВУ запустили! И ведь справились.
Этап IV. Введение третейского суда РСА. Этот этап еще до сих пор в работе и касается он в основном на данной стадии развития только страховщиков, но это только начало, возможно, в скором будущем этот этап будет касаться не только разгрузки Арбитражных судов РФ, но и Судов общей юрисдикции.
Этап V. Возможно он по своему временному периоду и пересекается, также как II и III этап, но имеет разную смысловую нагрузку, это то, что происходит в настоящее время, а именно приравнивание техосмотра транспортных средств с заключением договоров ОСАГО.
Впереди нас ждет еще много событий связанных с ОСАГО, это и очередные коррекции тарифов, и возможно очень значительные, ведь за последние восемь лет базовые тарифы не менялись ни разу, и консолидация баз данных страховщиков и ГИБДД, и возможные замены полисов ОСАГО на консолидированные с другими социально значимыми вещами пластиковые карты, кто бы мог подумать восемь лет назад о том, как претерпит изменения закон об ОСАГО! Главное чтобы все эти изменения были во благо граждан РФ.
|